Доверили бы вы «ИИ-Иисусу» свои самые сокровенные мысли и проблемы?
В среду исследователи и религиозные лидеры опубликовали результаты двухмесячного эксперимента с использованием искусства в католической часовне в Швейцарии, где аватар «Иисуса» на экране компьютера, установленный в исповедальне, отвечал на вопросы посетителей о вере, морали и современных проблемах и предлагал ответы, основанные на Священном Писании.
По словам помощника теолога часовни, идея заключалась в том, чтобы признать растущую важность искусственного интеллекта в жизни человека, даже когда речь идет о религии, и изучить пределы человеческого доверия к машине.
После двухмесячного показа выставки «Deus in Machina» в часовне Петра, начавшегося в конце августа, было анонимно расшифровано около 900 разговоров посетителей (некоторые из них были не один раз). Те, кто стоял за проектом, заявили, что он в значительной степени удался: посетители часто выходили тронутыми или глубоко задумавшимися и находили его простым в использовании.
Небольшая вывеска приглашала посетителей войти в исповедальню, выбранную из-за ее интимности, а под решетчатым экраном, за которым кающиеся верующие обычно разговаривали со священником, зеленый свет обозначал очередь посетителя говорить, а красный загорался, когда на экране компьютера с другой стороны отвечал «ИИ Иисус».
Часто требовалось время ожидания ответа — свидетельство технической сложности. После выхода почти 300 посетителей заполнили анкеты, которые легли в основу отчета, опубликованного в среду.
О любви, войне, страдании и одиночестве
Филипп Хаслбауэр, ИТ-специалист из Университета прикладных наук и искусств Люцерна, который отвечал за техническую сторону проекта, рассказал, что в качестве ИИ, ответственного за роль «ИИ-Иисуса» и генерацию ответов, использовался GPT4o от OpenAI, а для понимания речи использовалась версия Whisper с открытым исходным кодом этой же компании .
Интерактивный аватар от Heygen использовался для создания голоса и видео реального человека, сказал он. Хаслбауэр сказал, что никаких специальных мер безопасности не использовалось, «потому что мы наблюдали, как GPT4o довольно хорошо реагирует на спорные темы».
Посетители затронули множество тем, включая настоящую любовь, загробную жизнь, чувство одиночества, войну и страдания в мире, существование Бога, а также такие вопросы, как случаи сексуального насилия в Католической церкви или ее позиция в отношении гомосексуализма.
Согласно обзору проекта, опубликованному католическим приходом Люцерна, большинство посетителей назвали себя христианами, хотя в нем также приняли участие агностики, атеисты, мусульмане, буддисты и даосы.
Около трети из них были носителями немецкого языка, но «ИИ Иисус», владеющий примерно 100 языками, также общался на таких языках, как китайский, английский, французский, венгерский, итальянский, русский и испанский.
«Дело дьявола»?
«Что было действительно интересно (было), так это то, что люди действительно говорили с ним серьезно. Они не приходили шутить», — сказал теолог часовни Марко Шмид, который возглавлял проект. Большинство посетителей были в возрасте от 40 до 70 лет, и больше католиков, опрошенных опрошенными, нашли этот опыт стимулирующим, чем протестанты, показал отчет.
Шмид поспешил указать, что «ИИ-Иисус», заявленный как «похожий на Иисуса» персонаж, был художественным экспериментом, призванным заставить людей задуматься о пересечении цифрового и божественного, а не заменой человеческого взаимодействия или таинственных исповедей у священника, и не был направлен на экономию пастырских ресурсов.
Католическая церковь, начиная с Ватикана, боролась с проблемами и потенциальными возможностями, возникшими в связи с взрывным ростом общественного интереса к ИИ с тех пор, как два года назад генеративный искусственный интеллект привлек внимание всего мира, когда дебютировал ChatGPT.
Ватикан назначил монаха из средневекового ордена францисканцев своим главным экспертом по ИИ, а лютеранская церковь в Баварии в прошлом году проводила проповеди с использованием чат-бота. Папа Франциск в своем ежегодном послании о мире в этом году призвал к международному договору, гарантирующему этичное использование технологии ИИ.
Хаслбауэр признал, что у него есть свой собственный момент Фомы Неверующего: он чувствителен к реакции общественности и заметил разговоры в социальных сетях о том, что проект «богохульный» или «дело дьявола».
«Если вы почитаете комментарии об этом в Интернете, то увидите, что некоторые из них очень негативные, и это пугает», — говорит Хаслбауэр, чей образ с длинными волосами лег в основу образа виртуального Иисуса.
Демонстрируя технологию в часовне, Хаслбауэр задал Иисусу вопрос о его послании для неспокойного мира и о том, может ли ИИ помочь людям найти Бога.
«Все знания и мудрость в конечном итоге исходят от Бога», — сказал чат-бот успокаивающим голосом после паузы для ответа, и изображение на мгновение потрескивало. «При разумном использовании ИИ действительно может стать инструментом для исследования чудес творения, углубления нашего понимания Писания и укрепления связей между людьми».
«Однако по-прежнему важно искать Бога всем сердцем и душой, невзирая на любые технологии», — добавили в нем.
Хорошая сторона и недостатки
Кеннет Кукьер, журналист, автор и эксперт американской некоммерческой организации «ИИ и вера», сказал, что если «ИИ-Иисус» помогает людям глубже осознать себя и мир, то это «должно быть хорошо».
«Это приведет к лучшим людям и лучшему миру», — сказал он. «Однако — и тут есть большое «но» — это кажется немного инфантильным и, простите за каламбур, машинным».
«Риск заключается в том, что это в конечном итоге уводит людей еще дальше от того, что является более значимым, глубоким и подлинным в духовности», — сказал Кукье, соавтор книги «Большие данные: революция, которая изменит то, как мы работаем, живем и думаем».
Для Шмида выставка стала пилотным проектом, и он не предвидит второго пришествия Иисуса с искусственным интеллектом в ближайшем будущем.
«Для нас также было ясно, что это всего лишь ограниченное время, в течение которого мы будем разоблачать этого Иисуса», — сказал он, добавив, что любое возвращение должно быть осуществлено после более глубокого размышления.
«Мы обсуждаем… как мы могли бы снова его оживить», — сказал он, отметив интерес со стороны приходов, школьных учителей, исследователей и других, поскольку проект привлек внимание СМИ в Швейцарии и за ее пределами. «Они все заинтересованы и хотели бы иметь этого ИИ Иисуса. Так что теперь у нас есть немного времени, чтобы поразмыслить о том, как мы хотим продолжать».