Connect with us

Hi, what are you looking for?

Наука и технологии

Онлайн-обучение вызывает другую реакцию в организме

Онлайн-обучение вызывает другую реакцию в организме
Онлайн-обучение вызывает другую реакцию в организме

Умеренный стресс может быть полезен для обучения. Исследователи из Рурского университета Бохума выяснили, возникает ли стресс в той же степени при онлайн-обучении, что и при очных занятиях. Они измерили различные физиологические параметры у студентов, прошедших курс анатомии либо в цифровом виде, либо в классе.

Хотя курсы были одинаково требовательны к интеллектуальным усилиям, онлайн-группа показала значительно более низкое физиологическое состояние возбуждения. Результаты описаны группой под руководством Морриса Геллиша и профессора Беаты Бранд-Сабери в журнале Anatomical Sciences Education , опубликованном онлайн 29 июля 2022 года.

Стресс влияет на процессы обучения

Физиологический стресс проявляется, например, в повышении уровня гормона стресса кортизола, снижении вариабельности сердечного ритма и учащении пульса. «Мы знаем, что стресс сильно влияет на процессы обучения и памяти, а также на поддержание внимания», — говорит Моррис Геллиш. И не только в негативном ключе. Умеренное физиологическое состояние возбуждения оказывает положительный эффект, если оно возникает временно в контексте учебной задачи.

«На сегодняшний день различия между очным и онлайн-обучением часто оценивались с помощью анкет, в которых опрашивались субъективные параметры, такие как мотивация или воспринимаемый стресс», — описывает Геллиш. «Но поскольку обучение имеет определенный физиологический компонент, возникает вопрос, есть ли различия и в этом отношении».

Курс анатомии: цифровой или в классе

Поэтому исследователи проанализировали вариабельность сердечного ритма и концентрацию кортизола в слюне 82 студентов, посещающих курс анатомии. Этот курс проходил в формате семинара смешанного обучения: студенты были разделены на группы, и для каждой группы онлайн-занятия чередовались с занятиями в классе. В каждый день проведения семинара одна группа посещала занятия в кабинете гистологии, а другая группа одновременно проходила тот же курс онлайн.

В репрезентативный день курса исследователи измеряли вариабельность сердечного ритма с помощью специальных датчиков на протяжении всей продолжительности курса, а именно 120 минут. Также у них брали образцы слюны в начале, через 60 минут и в конце курса. Учащиеся , принимавшие участие через видеоплатформу, сами проводили измерения, используя те же инструменты и пошаговые инструкции.

Во время онлайн-сессий значительно снижалось физиологическое возбуждение. Это отражалось в более низких концентрациях кортизола, более низкой симпатической активности и повышенной парасимпатической активности. Последние два значения могут быть получены из вариабельности сердечного ритма и являются мерой напряжения: студенты были более расслаблены, когда посещали семинар онлайн.

В дополнение к физиологическим значениям команда также использовала анкеты для определения субъективно воспринимаемых параметров, например, насколько приятно было участвовать в курсе. Один результат: повышенная активность симпатической нервной системы коррелирует с повышенным удовольствием во время очных занятий. Эта корреляция не была обнаружена в онлайн-группе.

Теги: обучение, стресс

В тренде