Более трети глобальных выбросов парниковых газов в результате деятельности человека можно объяснить тем, как мы производим, обрабатываем и упаковываем продукты питания. Поэтому неудивительно, что многие крупные компании, занимающиеся производством и розничной торговлей продуктами питания, находятся под давлением со стороны инвесторов, политиков и экологических групп, требующих навести порядок в своей деятельности.
Наличие углеродно-нейтральной цепочки поставок не только полезно для окружающей среды, но и является разумным бизнес-ходом, особенно в то время, когда общественность все больше обеспокоена негативными последствиями изменения климата.
Несколько ведущих сетей быстрого питания начинают обращать на это внимание. McDonald’s, например, объявил о планах достичь нулевых выбросов от всей своей деятельности к 2040 году.
Тем не менее, корпоративное стремление сократить воздействие своих цепочек поставок продуктов питания на окружающую среду создает ряд проблем для фермеров. Эти цепочки поставок — от поставок ингредиентов до переработки и розничной торговли — в основном контролируются горсткой крупных компаний. В США Walmart занимает четверть доли рынка продуктов питания, а Tesco — 27% сектора розничной торговли продуктами питания в Великобритании.
Такой уровень концентрации означает, что инициативы по декарбонизации системы снабжения продовольствием возглавляются крупными компаниями. Это проблема, поскольку предлагаемые меры часто непрактичны для небольших ферм, являются дорогостоящими или не имеют поддержки со стороны фермеров.
Добровольно или принудительно?
Многие крупные компании стремились компенсировать выбросы, которые трудно сократить, покупая углеродные кредиты . Это разрешения, которые позволяют владельцу выделять определенное количество углекислого газа.
Однако существует растущая проблема с доверием к программам компенсации выбросов углерода. Таким образом, компании рискуют быть обвиненными в « зеленом отмывании » или столкнуться с потенциальными юридическими проблемами из-за ложных компенсаций выбросов углерода. Многие из этих компаний в настоящее время переключают свое внимание на декарбонизацию своей собственной деятельности, решая проблему выбросов непосредственно во всей цепочке поставок .
Этот сдвиг напрямую затрагивает фермеров. Например, животноводческая ферма в Бразилии, которая поставляет говядину транснациональному ритейлеру за рубежом, теперь будет обязана соблюдать меры по сокращению выбросов, введенные этим ритейлером.
Эти меры могут включать изменение пастбищ или установку варочных котлов (закрытых резервуаров, в которых микроорганизмы расщепляют органический материал, например, коровий навоз). Однако их реализация может оказаться очень дорогостоящей для мелких ферм и может подвергнуть их риску исключения из глобальных рынков.
Исследование британского банка Barclays показывает, что в 2021 году британские ритейлеры расторгли контракты с поставщиками на сумму более 7 миллиардов фунтов стерлингов из-за несоблюдения стандартов устойчивого развития.
Ограниченные влиянием этих компаний, фермеры также теряют способность использовать методы, которые приводят к существенному, хотя и сложно поддающемуся измерению, сокращению выбросов. Одна из таких практик включает в себя селекцию крупного рогатого скота для повышения эффективности кормления.
Поступая таким образом, фермеры могут выращивать стада крупного рогатого скота, которые потребляют меньше корма и производят меньше парниковых газов, сохраняя при этом производство молока и мяса. Согласно отчету правительства Великобритании , эта стратегия разведения потенциально может сократить выбросы парниковых газов, связанных с производством говядины, на 27% во всей отрасли за 20-летний период.
Тем не менее, модельное исследование, проведенное мной и моими коллегами в 2016 году, показало, что фермеры вряд ли примут эту практику, если переработчики говядины — в первую очередь крупные компании, расположенные ниже по цепочке поставок — не будут платить за коров с эффективным кормлением. Несмотря на то, что наши результаты были опубликованы несколько лет назад, ситуация практически не изменилась.
Достижение справедливого перехода к нулевой чистой прибыли потребует, чтобы фермеры имели право голоса в отношении того, как это сделать. Обладая глубокими знаниями своей земли, сельскохозяйственных культур и животных, фермеры могут помочь реализовать меры и поставить цели, которые являются практичными, эффективными и достижимыми.
Есть обнадеживающие признаки того, что это начинает происходить в нескольких странах. Национальный союз фермеров Великобритании, который представляет более 55 000 фермеров Англии и Уэльса, поставил амбициозную цель – достичь нулевого уровня выбросов к 2040 году . Аналогичным образом, молочные фермеры Канады планируют достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году .
Но эти инициативы должны выйти за рамки простой риторики и расплывчатых целевых показателей чистого нулевого уровня и перейти к реальным действиям. Способность фермеров измерять, сообщать и проверять выбросы на фермах должна быть улучшена за счет лучшего обучения и инноваций.
В настоящее время измерить выбросы углекислого газа на ферме сложно. В настоящее время используется 64 различных инструмента учета выбросов углерода в фермах , каждый из которых отличается объемом применения и требованиями к данным. Отсутствие стандартизации может подорвать доверие к схемам декарбонизации и потенциально отбить охоту у фермеров участвовать в них.
Крайне важно предоставить фермерам правильные стимулы. Многонациональный молочный кооператив Arla Foods предоставляет фермерам 0,03 евро за кг за участие в мероприятиях по устойчивому развитию, таких как использование возобновляемых источников энергии , и 0,01 евро за кг за представление данных о выбросах с использованием инструмента учета выбросов углерода компании. В отрасли необходимо больше подобных инициатив для сбора данных о выбросах от ферм и стимулирования перемен.
Декарбонизация нашей продовольственной системы зависит от совместных действий крупных пищевых компаний, фермеров, политиков и групп по защите окружающей среды. Эти действия должны быть практичными и измеримыми и предлагать правильные стимулы не только компаниям, но и фермерам.
