Вкус зависит от природы и воспитания: семь способов научиться получать удовольствие от еды, которая вам не нравится.
Вы собрались на ужин с компанией друзей, один из которых заказывает пиццу с анчоусами и оливками, но вы ненавидите оливки и анчоусы! Выберете ли вы свой любимый вариант — гавайский — или промолчите?
Эта сцена разыгрывается каждый день по всему миру. Некоторые люди яростно защищают свои личные вкусы. Но многие предпочитают расширить свой вкус и не раскачивать лодку в следующий раз, когда кто-то из их группы друзей закажет пиццу.
Можно ли научить свои вкусовые рецепторы получать удовольствие от еды, которую вы раньше не любили, например, тренировать мышцы в тренажерном зале?
Что определяет «вкус»?
Вкус — это сложная система, которую мы развили, чтобы помочь нам ориентироваться в окружающей среде. Это помогает нам выбирать продукты с питательной ценностью и отказываться от всего потенциально вредного.
Продукты питания состоят из различных соединений, включая питательные вещества (такие как белки, сахара и жиры) и ароматы , которые обнаруживаются датчиками во рту и носу. Эти датчики создают вкус еды . Вкус — это то, что улавливают вкусовые рецепторы вашего языка, а вкус — это сочетание запаха и вкуса чего-либо. Вместе с текстурой, внешним видом и звуком эти ощущения в совокупности влияют на ваши предпочтения в еде. .
На пищевые предпочтения влияют многие факторы, включая возраст, генетику и окружающую среду. Каждый из нас живет в своем собственном сенсорном мире, и ни один человек не испытывает одинаковых ощущений во время еды.
Пищевые предпочтения также меняются с возрастом. Исследования показали, что у маленьких детей есть естественные предпочтения. сладкого и соленого вкуса и неприязнь к горькому вкусу. По мере взросления их способность любить горькую пищу растет.
Новые данные показывают, что бактерии в слюне также могут производить ферменты, влияющие на вкус продуктов. Например, было показано, что слюна вызывает выделение аромата серы в цветной капусте. Чем больше серы вырабатывается , тем меньше вероятность того, что ребенку понравится вкус цветной капусты.
Природа против воспитания
И генетика, и окружающая среда играют решающую роль в определении пищевых предпочтений. Исследования близнецов показывают, что генетика оказывает умеренное влияние на пищевые предпочтения (от 32% до 54%, в зависимости от типа пищи) у детей , подростков и взрослых.
Однако, поскольку наша культурная среда и продукты, с которыми мы сталкиваемся, также формируют наши предпочтения, эти предпочтения в значительной степени усваиваются .
Большая часть этого обучения происходит в детстве, дома и в других местах, где мы едим. Это не обучение по учебникам. Это обучение через опыт (еда), что обычно приводит к увеличению симпатии к еде, или через наблюдение за тем, что делают другие (моделирование), что может привести как к положительным, так и к отрицательным ассоциациям.
Исследования показали, как влияние окружающей среды на пищевые предпочтения меняется в период между детством и взрослостью. Для детей главным фактором является домашняя обстановка, и это имеет смысл, поскольку на детей с большей вероятностью влияет еда, приготовленная и съеденная дома. Факторы окружающей среды, влияющие на взрослых и подростков, более разнообразны.
Процесс «приобретения» вкуса
Кофе и пиво — хорошие примеры горьких продуктов, вкус к которым люди «приобретают» по мере взросления. Умение преодолевать неприязнь к этим во многом обусловлено:
- социальный контекст, в котором они потребляются. Например, во многих странах они могут быть связаны с переходом во взрослую жизнь.
- физиологические эффекты содержащихся в них соединений — кофеина в кофе и алкоголя в пиве. Многие люди находят эти эффекты желательными.
А как насчет приобретения вкуса к продуктам, которые не вызывают таких приятных ощущений, но полезны для вас, например, к капусте или жирной рыбе? Можно ли добиться их признания?
Вот несколько стратегий, которые помогут вам научиться получать удовольствие от еды, которую вы сейчас не любите:
- ешь и продолжай есть. Нужна лишь небольшая порция, чтобы с течением времени вызвать симпатию к определенному вкусу. Может потребоваться 10–15 или более попыток, прежде чем вы сможете сказать, что еда вам «нравится».
- замаскируйте горечь , употребляя ее с другими продуктами или ингредиентами, содержащими соль или сахар. Например, вы можете сочетать горькую рукколу со сладкой заправкой для салата.
- ешьте его несколько раз в позитивном контексте. Это может означать, что вы едите его после занятий любимым видом спорта или с людьми, которые вам нравятся. Альтернативно, вы можете есть его с продуктами, которые вам уже нравятся; если это какой-то конкретный овощ, попробуйте сочетать его с любимым белком.
- ешь это, когда голоден. В голодном состоянии вы с большей готовностью воспримете вкус, который, возможно, не оцените на полный желудок.
- напомните себе, почему вы хотите насладиться этой едой. Возможно, вы меняете свою диету по состоянию здоровья или потому, что вы переехали из другой страны и испытываете трудности с местной кухней. Ваша причина поможет вас мотивировать.
- начните с молодого (если возможно). Детям легче научиться любить новую еду, поскольку их вкусы менее устоялись.
- Помните: чем больше продуктов вы любите, тем легче вам будет научиться нравиться другим.
Сбалансированная и разнообразная диета необходима для хорошего здоровья . Привередливая еда может стать проблемой, если оно приводит к дефициту витаминов и минералов, особенно если вы избегаете целых групп продуктов, например овощей. В то же время употребление слишком большого количества вкусной, но высокоэнергетической пищи может увеличить риск развития хронических заболеваний, включая ожирение.
Понимание того, как сформировались ваши предпочтения в еде и как они могут развиваться, является первым шагом на пути к более здоровому питанию.
Теги: диета