Исследователи определили определенные схемы мозга, которые связаны с чувством духовности людей — и сосредоточены в области мозга, связанной с подавлением боли, альтруизмом и безусловной любовью.
Полученные данные дополняют исследования, направленные на понимание биологической основы человеческой духовности.
«Это что-то вроде коварного предмета для навигации», — сказал ведущий исследователь Майкл Фергюсон, главный исследователь Центра терапии мозговых цепей в Бригаме и женской больнице в Бостоне.
Он отметил, что духовность и религиозность, а также человеческий мозг, очевидно, сложны.
Но, учитывая центральную роль религии и духовности в человеческом опыте, Фергюсон сказал: «Почему бы нам не захотеть лучше понять это?»
Исследования показывают, что более 80% населения мира идентифицируют себя как религиозные, и даже больше людей считают себя «духовными». Это часто определяется как вера в силы, которые нельзя объективно доказать, или как связь с чем-то помимо вас самих.
В прошлых исследованиях роли мозга в духовности в основном использовались функциональные МРТ-сканирование, показывающие, например, что определенные области мозга «загораются», когда люди представляют себе предыдущий духовный опыт.
Но неясно, действительно ли эти области мозга помогают культивировать духовность или просто связаны с такими переживаниями.
«Мы хотим искать больше, чем корреляции», — сказал Фергюсон. «Мы ищем причины».
Поэтому его команда выбрала другой подход, сосредоточившись на пациентах с поражением головного мозга (участками повреждения тканей). Если конкретное местоположение поражения коррелирует либо с повышенным, либо с пониженным чувством духовности, это предполагает, что область мозга может играть причинную роль.
Фергюсон и его коллеги начали с ранее опубликованных данных о 88 пациентах, перенесших операцию по удалению опухоли головного мозга. До и после процедуры пациенты заполняли анкеты по аспектам своего темперамента и характера, включая степень их «духовного принятия».
Оказалось, что после операции примерно одна треть пациентов сообщила о снижении духовности, еще одна треть сообщила об увеличении, а последняя треть не сообщила об изменениях, сообщили исследователи.
Команда Фергюсона использовала эту информацию, чтобы связать места поражения головного мозга пациентов с конкретными цепями мозга. Эти цепи имели общую точку соединения в области ствола мозга, известной как периакведуктальный серый (PAG).
Предыдущие исследования связали PAG с такими разнообразными функциями, как кондиционирование страха, облегчение боли, альтруизм и безусловная любовь.
По словам Фергюсона, поразительно то, что с точки зрения эволюции PAG является одной из наиболее консервативных структур мозга.
«Это предполагает, что чем бы ни занимались духовность и религиозность, — сказал он, — они делают это на очень глубоком уровне».
Исследователи подтвердили свои выводы о хирургических пациентах, используя отдельный набор данных — более 100 ветеранов боевых действий, получивших повреждения мозга в результате травмы головы.
В целом вероятность того, что ветераны назовут себя религиозными или нерелигиозными, была связана с «функциональной связью» между их поражениями головного мозга и центром PAG.
Наконец, исследователи использовали другой набор данных, чтобы увидеть, пересекаются ли поражения мозга, вызывающие неврологические или психиатрические симптомы, с цепью «духовности».
Они обнаружили, что поражения, вызывающие симптомы болезни Паркинсона, пересекаются с «положительными» узлами цепи — аналогично поражениям, которые были связаны со снижением духовности. С другой стороны, поражения, вызывающие бред или синдром «чужой конечности», пересекались с цепью аналогично поражениям, связанным с повышением духовности.
Ничто из этого, подчеркнул Фергюсон, не означает, что духовность является заблуждением или что у людей развивается болезнь Паркинсона, потому что они недостаточно духовны.
Вместо этого, по его словам, результаты предполагают «общую нейроанатомию» между духовностью и определенными симптомами.
Его команда недавно опубликовала результаты в журнале Biological Psychiatry .
Доктор Марк Потенца — профессор психиатрии Йельского университета, изучавший связь мозга и духовности.
Он назвал новые открытия «очень интересными» и сказал, что исследователи, возможно, захотят уделить больше внимания человеческому PAG в будущем. По словам Потенцы, многое из того, что известно об этой структуре мозга, получено в результате исследований на животных.
Какова конечная цель всей этой работы? По словам Потенцы, это может быть терапевтическое применение.
Например, по его словам, многие люди, выздоравливающие от зависимости или депрессии, считают духовность важным компонентом: поэтому исследования духовности могут помочь в лучшем понимании и облегчении процесса выздоровления.
Если это звучит как «новый век», Фергюсон отметил, что на протяжении времени и в разных культурах системы исцеления и духовность «находились во взаимосвязи».
По его словам, только в новейшей истории современная медицина и духовность разделились.