Морской транспорт является основой мировой торговли. Однако он наносит вред окружающей среде, ежегодно выбрасывая в атмосферу около 940 миллионов метрических тонн CO 2 . Фактором, влияющим на выбросы парниковых газов в секторе морского транспорта, является биообрастание — скопление микроорганизмов, водорослей, растений или мелких морских животных на затопленном корпусе судна.
Когда на корпусе корабля возникает биообрастание, оно увеличивает сопротивление, что может привести к потере скорости корабля или увеличению расхода топлива (и, следовательно, увеличению выбросов) для поддержания скорости. Слой биологического обрастания толщиной всего 0,5 мм, покрывающий только половину корпуса, может привести к увеличению выбросов на целых 25 %, а в более суровых условиях , таких как легкий слой ракушек или трубчатых червей, этот показатель может возрасти до 55 %. Несмотря на то, что существует множество различных стратегий для уменьшения биологического обрастания или лобового сопротивления, решение проекта AIRCOAT, финансируемого ЕС, которое может изменить правила игры, сочетает в себе и то, и другое.
AIRCOAT разработала новую пленку, которая создает пассивный воздушный слой для корпусов кораблей, что делает их более экономичными и экологичными. Технология пассивной воздушной смазки покрывает корпус корабля тонким и постоянным слоем воздуха, когда он погружен в воду. Это снижает сопротивление, а также, как ожидается, уменьшит обрастание, поскольку организмы, как правило, не оседают на слоях воздуха. Кроме того, в этом подходе не используются токсичные вещества для уменьшения биологического обрастания, поэтому вредные химические вещества не попадают в воду.
Решение AIRCOAT было вдохновлено Salvinia molesta, свободно плавающим водным папоротником, который образует постоянный слой воздуха на своей поверхности под водой. «Было удивительно понять механизм того, как растение удерживает слой воздуха под водой, и изготовить в нашей лаборатории первые образцы искусственного удержания воздуха, которые, кстати, до сих пор удерживают слой воздуха даже после многих лет пребывания под водой», — отмечает Профессор Томас Шиммель из Технологического института Карлсруэ, Германия, партнер по проекту AIRCOAT, в пресс-релизе, размещенном на веб-сайте «Hellenic Shipping News».
Команда AIRCOAT представила окончательные результаты 4-летних исследований на международной торговой выставке океанических технологий Oceanology, состоявшейся в Лондоне в марте 2022 года. Йоханнес Оффнер, координатор проекта AIRCOAT, Фраунгоферовский центр морской логистики и услуг, Германия, описывает достижения команды в прессе . релиз : «Мы разработали производственные линии и испытательные установки, произвели километры фольги, покрыли исследовательское судно и применили тестовую заплату к контейнеровозу, выполнили огромное количество расчетов и симуляций и потратили много часов на гидродинамические эксперименты и эксперименты по биообрастанию.» Небольшое исследовательское судно на Мальте и контейнеровозв Румынии использовались в двух экспериментах, проведенных в реальных морских условиях, чтобы получить представление о производстве и применении воздухоудерживающих поверхностей.
AIRCOAT (покрытие судов, уменьшающее трение, вызванное воздухом) также опубликовала аналитическую записку, в которой подчеркивается необходимость принятия мер по снижению сопротивления судов для снижения выбросов морского транспорта и циклов финансирования, учитывающих реальные условия испытаний экологически чистой технологии, основанной на биологическом опыте. Проект завершился в апреле 2022 года.
Теги: корабль, океан, пластик, полимеры