Наши пять чувств бомбардируют нас информацией из окружающей среды 24/7. Один из способов, которым наш мозг понимает это изобилие информации, — это объединение информации от двух или более чувств, например, от запахов и гладкости текстур, высоты звука, цвета и музыкальных размеров. Эта сенсорная интеграция также заставляет нас ассоциировать более высокие температуры с более теплыми цветами, более низкие звуки — с менее высокими позициями, а цвета — со вкусом определенных продуктов питания — например, вкус апельсинов с одноименным цветом.
Исследование, опубликованное в Frontiers in Psychology, экспериментально показало, что такие бессознательные «кроссмодальные» ассоциации с нашим обонянием могут влиять на наше восприятие цветов.
«Здесь мы показываем, что наличие различных запахов влияет на то, как люди воспринимают цвет », — сказал ведущий автор доктор Райан Уорд, старший преподаватель Ливерпульского университета Джона Мурса в Ливерпуле, Великобритания.
Комната с сенсорной депривацией
Уорд и его коллеги проверили наличие и силу ассоциаций запах -цвет у 24 взрослых женщин и мужчин в возрасте от 20 до 57 лет. Участники сидели перед экраном в комнате, лишенной нежелательных сенсорных раздражителей на время экспериментов. Они не пользовались дезодорантами или духами, и никто из них не сообщил о дальтонизме или нарушении обоняния.
Все окружающие запахи в изоляторе удалялись с помощью очистителя воздуха в течение четырех минут. Затем один из шести запахов (выбранных случайным образом: карамель, вишня, кофе, лимон и мята, а также вода без запаха в качестве контроля) транслировался в комнату с помощью ультразвукового диффузора в течение пяти минут.
«В предыдущем исследовании мы показали, что запах карамели обычно представляет собой кроссмодальную ассоциацию с темно-коричневым и желтым, точно так же, как запах кофе с темно-коричневым и красным, вишневый с розовым, красным и фиолетовым, мята с зеленым и синим и лимонный с желтым, зеленым и розовым», — объяснил Уорд.
Участникам был представлен экран, на котором был показан квадрат, заполненный случайным цветом (из бесконечного диапазона), и им было предложено вручную настроить два ползунка — один от желтого к синему, а другой от зеленого к красному — чтобы изменить его цвет на нейтральный. серый. После того, как окончательный выбор был зафиксирован, процедура повторялась до тех пор, пока все запахи не были предъявлены пять раз.
Чрезмерная компенсация бессознательных ассоциаций.
Результаты показали, что у участников была слабая, но значительная тенденция отводить один или оба ползунка слишком далеко от нейтрального серого. Например, когда им представили запах кофе, они ошибочно восприняли «серый» скорее как красно-коричневый цвет, чем настоящий нейтральный серый. Аналогичным образом, когда им послышался запах карамели, они ошибочно восприняли цвет, обогащенный синим, как серый. Таким образом, присутствие запаха предсказуемым образом искажало восприятие цвета участниками.
Исключением был случай, когда был представлен запах мяты: здесь выбор участниками оттенка отличался от типичной кроссмодальной ассоциации, продемонстрированной для других запахов. Как и ожидалось, выбор участников также соответствовал истинному серому цвету, когда ему был представлен нейтральный запах воды.
«Эти результаты показывают, что восприятие серого цвета имело тенденцию к ожидаемым кроссмодальным соответствиям для четырех из пяти ароматов, а именно лимона, карамели, вишни и кофе», — сказал Уорд.
«Эта «сверхкомпенсация» предполагает, что роль кроссмодальных ассоциаций в обработке сенсорной информации достаточно сильна, чтобы влиять на то, как мы воспринимаем информацию от разных органов чувств, в данном случае от запахов и цветов».
Вопросы остаются
Исследователи подчеркивают необходимость изучить, насколько далеко идущими являются такие кроссмодальные ассоциации между запахами и цветами.
«Нам необходимо знать, в какой степени запахи влияют на восприятие цвета. Например, сохраняется ли показанный здесь эффект для менее часто встречающихся запахов или даже для запахов, встречающихся впервые?» — сказал Уорд.