На протяжении десятилетий ученые интересовались влиянием нейродегенеративных заболеваний на то, как люди подходят к изобразительному искусству и создают его. Они искали «художественные сигнатуры» болезней нервной системы в надежде, что искусство может показать изменения в мозге.
Однако в литературе по этому вопросу в основном приводятся разрозненные свидетельства и субъективные описания клинических случаев, основанные на личных наблюдениях авторов.
Что, если бы можно было объективно и научно установить ощутимую связь между изменениями мозга, вызванными дегенеративными заболеваниями, и тем, как люди делают художественный выбор и выражают свое творчество?
Международная исследовательская группа, в которую входят доктор Алби Ричард, невролог, научный сотрудник исследовательского центра Center Hospitalier de l’Université de Montréal (CHUM) и профессор кафедры неврологии Университета Монреаля, пытается ответить на этот вопрос.
Команда рассмотрела и оценила ранее опубликованные отчеты о клинических случаях творчества пациентов, страдающих семью неврологическими расстройствами: болезнью Альцгеймера, болезнью Паркинсона, лобно-височной деменцией , деменцией с тельцами Леви, кортикобазальной дегенерацией, афазией и инсультом.
Затем внешних наблюдателей (студентов-психологов и новичков в искусстве) попросили оценить визуальные произведения, указанные в отчетах, не зная о состоянии здоровья художника. Судьям было предложено оценить работы по ряду критериев: цветовой баланс, сложность, абстрактность, символизм, реализм, эмоциональная выразительность, изобразительная точность, креативность, техническое мастерство и так далее.
По словам доктора Ричарда, «тщательное применение точных критериев выявило в работах закономерности, соответствующие неврологическим изменениям, связанным с изучаемыми расстройствами. Но эти сигналы не очень сильны. Трудно делать однозначные выводы, поскольку искусство настолько субъективно».
Однако ясно одно: изменения в творчестве могут рассказать нам больше о работе мозга, когда он создает искусство.
Количество задействованных цепей
Доктор Ричард указал, что художественное выражение задействует ряд нейронных цепей, включая те, которые отвечают за память, эмоции, восприятие, мотивацию и вознаграждение. «Эти системы должны каким-то образом взаимодействовать, чтобы люди могли создавать искусство», — сказал он. «Если два или три из них перестанут функционировать из-за неврологического расстройства , конечный художественный продукт неизбежно будет другим».
Например, исследование показало, что нейронные изменения, связанные с болезнью Альцгеймера, привели к менее реалистичным, менее сбалансированным и более абстрактным произведениям. Ричард приписывает этот паттерн тому факту, что «многие части коры головного мозга менее активны у пациентов с болезнью Альцгеймера, что затрудняет им поиск более тонких элементов при принятии художественных решений».
В случае с болезнью Паркинсона исследование выявило снижение креативности и сложности художественных работ с более насыщенными и холодными цветами и меньшей символикой.
«У болезни Паркинсона есть двигательные симптомы, и пациенты могут принимать лекарства, чтобы уменьшить тремор», — объяснил Ричард. «И мы знаем, что это лекарство может по-разному стимулировать нейронные цепи, полезные для творчества».
Выявление художественных маркеров
Если бы медицинские работники были знакомы с паттернами, типичными для неврологического расстройства, могли бы они поставить диагноз, просто увидев произведение искусства? «Было бы здорово иметь возможность идентифицировать художественные маркеры начала неврологического заболевания, но, к сожалению, я не думаю, что наши знания еще существуют, отчасти потому, что существует слишком много переменных», — ответил доктор Ричард.
Тем не менее, он считает, что результаты исследования могут помочь точно определить области мозга, пораженные уже диагностированным заболеванием. Таким образом, закономерности могут служить критерием для определения того, следует ли человеку начать лечение или он может претендовать на клиническое исследование.
Доктор Ричард добавил, что данные также могут быть полезны в терапевтических целях: «Искусство и творческие проекты можно использовать для стимуляции поврежденных болезнью цепей и, возможно, даже для повышения нейропластичности».
Как невролог, он слишком хорошо знает об ужасном влиянии нейродегенеративных заболеваний на жизнь пациентов и, учитывая нехватку доступных методов лечения, особенно воодушевлен перспективой использования искусства в качестве неинвазивной терапии.