Исследователи Джейн Спиллер и Камилла Гилмор из Центра математического познания Университета Лафборо, Великобритания, исследовали взаимосвязь сна и математической памяти и обнаружили, что сон после обучения улучшает запоминание.
В своей статье «Положительное влияние сна на запоминание фактов умножения», опубликованной в Royal Society Open Science , дуэт исследовал, принесет ли изучение сложных задач на умножение перед сном пользу при запоминании по сравнению с изучением их во время бодрствования, чтобы понять, как сон влияет на память математические факты, особенно таблицы умножения.
В исследовании приняли участие 77 взрослых участников в возрасте от 18 до 40 лет из Великобритании. Каждый участник решал сложные задачи на умножение в двух условиях: перед сном (обучение во сне) и утром (обучение бодрствования). Участники прошли онлайн-занятия, на которых изучали новые сложные задачи на умножение или проходили тестирование по ранее изученному материалу. Учебные занятия включали как испытания без учета времени, так и испытания с ограничением по времени.
Участники запоминали лучше в условиях обучения во сне, чем в условиях обучения бодрствования, с умеренным размером эффекта. Даже когда у участников были разные способности к обучению, обучение во сне оказывало положительное влияние на запоминание, но с меньшей величиной эффекта.
Математические навыки участников, измеряемые точностью решения простых задач на умножение, были связаны с результатами обучения, но не со степенью улучшения памяти, связанной со сном.
В исследовании подчеркиваются потенциальные образовательные последствия использования преимуществ сна для обучения. Положительное влияние сна на запоминание сложных задач на умножение может быть особенно полезно для детей, изучающих таблицу умножения или другие математические навыки запоминания, хотя было бы интересно посмотреть, насколько хорошо будут восприняты уроки математики перед сном.
Хотя авторы предполагают, что сон дает дополнительную пользу для запоминания по сравнению с обучением в дневное время, механизмы, с помощью которых происходит кодирование, возможно, усиливаются из-за отсутствия постоянных внешних воздействий. Авторы указывают на это ограничение, связанное с отсутствием других сравнительных стимулов с аналогичной сложностью кодирования, чтобы убедительно продемонстрировать в своем исследовании специфичность преимуществ сна при воспоминании.
Во сне мозг может фиксировать новые знания, потому что у него нет других конкурентов. Напротив , бодрствующий мозг может сталкиваться с разговорами, чтением или просмотром средств массовой информации и даже с другими занятиями, наполненными учебным материалом . Эта конкуренция за кодирование памяти в бодрствующем мозге может быть причиной различий в памяти, наблюдаемых в исследовании, хотя, если не считать рекомендации многочасовых сеансов медитации между занятиями, вероятность найти альтернативу сну по памяти может быть ограничена.