Большинство родителей знают это, даже если не могут доказать: когда ребенок расстраивается, его мать обладает уникальной способностью успокаивать и утешать младенца с помощью любящих объятий и нескольких нежных слов.
Для неспециалиста это одна из загадок жизни, действующая почти как по волшебству, и даже в области педиатрии и поведенческой неврологии этот процесс хорошо не изучен.
История также отличается для молодых матерей, которые испытывают послеродовую депрессию (ППД), которая затрагивает до 20% рожениц.
«Множество исследований показали, что матери, страдающие послеродовой депрессией, изо всех сил стараются успокоить своих расстроенных детей», — говорит Джон Кржечковски, научный сотрудник факультета психологии Ламаршского центра исследований детей и молодежи. «Однако неизвестно, как успокаивающие сигналы матери передаются их ребенку, как послеродовая депрессия нарушает этот процесс и может ли лечение депрессивных матерей изменить эти сигналы».
«Чтобы исследовать это, моя команда и я изучили связь между физиологией матери и младенца, когда дети испытывают стресс».
Кшечковски является ведущим автором книги «Следуйте за лидером: материнская передача физиологической регуляторной поддержки младенцам в состоянии стресса в режиме реального времени », опубликованной сегодня в Журнале психопатологии и клинической науки .
Команда Кшечковского, в которую входили профессора поведенческой неврологии Луи А. Шмидт (Макмастер) и Марк А. Ферро (Университет Ватерлоо), а также доктор Райан Дж. Ван Лисхаут, доктор медицины и исследователь нейробиологии в Макмастере, работала с двумя наборами. пар мать-ребенок: в контрольной группе и матери, и младенцы были здоровы; в другой группе матерям был поставлен диагноз PPD в течение года после родов.
Метод исследования подвергал матерей и младенцев трем фазам взаимодействия. На этапе игры матери играли со своими младенцами, как обычно (например, пели, разговаривали, трогали). На этапе неподвижного лица матерям было приказано не прикасаться к своим младенцам и не разговаривать с ними, а также поддерживать зрительный контакт и принимать невыразительное «покерное» лицо, чтобы младенец становился огорченным и взволнованным. Заключительный этап воссоединения был в центре внимания исследования: здесь матерям было разрешено снова заниматься со своими теперь огорченными младенцами, как они это делали на этапе игры.
На протяжении этих фаз команда наблюдала как за матерью, так и за ребенком на предмет измерения вариабельности сердечного ритма, называемого респираторной синусовой аритмией (RSA), которая является известным показателем эмоционального состояния человека. На этапе воссоединения исследователи наблюдали за этими показаниями в поисках доказательства «петли обратной связи» взаимных сигналов сердечного ритма, проходящих между матерью и ребенком.
Группы были протестированы таким образом дважды: один раз, чтобы установить исходный уровень, а затем второй раз, несколько недель спустя, после того, как матери с ПРЛ прошли курс когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), улучшающий состояние здоровья, и наблюдали положительный эффект от него. их аффективное состояние.
В контрольной группе здоровых людей группа Кшечковски обнаружила, что изменения частоты сердечных сокращений матерей, измеренные с помощью показаний RSA, предшествовали изменениям частоты сердечных сокращений младенцев, что позволяет предположить, что они исполняли то, что Кшечковски называет «успокаивающим танцем».
И наоборот, в группе с ПРЛ физиологические сигналы младенцев приводили к танцу. Но после лечения когнитивно-поведенческой терапии физиологические сигналы матерей с ПРЛ улучшились настолько, что они вели вперед-назад, как и здоровые матери.
Кшечковски говорит, что эти результаты представляют собой прорыв в том, что долгое время было слепым пятном в поведенческой неврологии.
«Это исследование впервые эмпирически демонстрирует, что синхронизированная физиология между матерями и младенцами играет роль в успокоении страдающих младенцев, и что лечение PPD с помощью когнитивно-поведенческой терапии может улучшить паттерны синхронности и тем самым повысить способность матерей успокаивать своих страдающих детей».
«Таким образом, теперь мы знаем немного больше, чем когда-либо прежде, о том, как успокаивающие сигналы передаются в режиме реального времени между матерями и младенцами».
В документе содержится призыв к будущим исследованиям, чтобы проверить, может ли улучшение успокаивающего эффекта петли обратной связи RSA быть случайно связано с лечением CBT матерей, страдающих PPD.
«Из-за обсервационного дизайна нашего исследования, — говорит Кшечковски, — мы не можем категорически утверждать, что положительные изменения произошли именно благодаря лечению когнитивно-поведенческой терапии. Они коррелируют друг с другом, но могут иметь место искажающие факторы — например, конкретные методы, которые использует конкретная мать. успокаивать своих детей, например петь, говорить и прикасаться. Но мы хотим, чтобы больше людей получали лечение от ПРЛ. Мы надеемся, что, демонстрируя причинно-следственную связь и эффективность, это может усилить идею о том, что эти программы могут принести им пользу».
Теги: дети, стресс