Раздаются аплодисменты, когда водородный грузовик Daimler Truck с нулевым уровнем выбросов пересекает финишную черту в Берлине, преодолев рекордную дистанцию в 1047 километров (650 миль) на одном баке.
Но в гонке за декарбонизацию дальнемагистральных грузоперевозок нишевая технология по-прежнему застревает на медленном пути.
Грузовик Mercedes-Benz GenH2 начал демонстрационный пробег на заводе группы в Верт-на-Рейне в понедельник днем, недалеко от границы с Францией, и прибыл в немецкую столицу во вторник утром.
Прототип грузовика совершил поездку полностью загруженным только на одной заправке жидким водородом, аналогично тому, что может сделать грузовик с дизельным двигателем.
Однако, в отличие от дизельного топлива, согревающего планету, технология водородных топливных элементов, используемая в грузовике, выделяет только водяной пар.
«Вы показываете, что тяжелый груз можно транспортировать на большие расстояния экологически безопасным способом», — заявила на церемонии отъезда Петра Дик-Вальтер, государственный секретарь по экономическим вопросам немецкого региона Рейнланд-Пфальц.
Немецкая компания Daimler Truck, один из крупнейших в мире производителей грузовиков, заявила, что преодоление 1000-километрового пробега стало «еще одной вехой» для вождения на водороде.
Но этой технологии предстоит преодолеть множество препятствий, прежде чем она станет массовой.
Водородное топливо производится путем электролиза воды, но считается «зеленым» только в том случае, если электричество, необходимое для этого процесса, получается из возобновляемых источников, таких как энергия ветра или солнца.
Водород, производимый с использованием угля или природного газа, более широко доступен, но менее экологичен.
Технические проблемы, высокие затраты и отсутствие инфраструктуры замедлили развитие чистого водорода.
Немецкие фирмы, такие как Daimler Truck и машиностроительный гигант Bosch, тем не менее, делают ставку на то, что водород сыграет свою роль в сокращении выбросов от дорожного транспорта наряду с электромобилями с батарейным питанием.
«Чтобы декарбонизировать транспорт, нам нужны оба», — сказал Андреас Горбах, руководитель отдела технологий Daimler Truck, который сам пересек финишную черту на GenH2.
По его словам, « золотая середина » для водородных грузовиков заключается в особо требовательных перевозках на дальние расстояния, тогда как грузовики с аккумуляторными электростанциями хорошо себя чувствуют на запланированных маршрутах с множеством вариантов зарядки.
Daimler Truck нацелен на серийное производство водородных грузовиков «во второй половине десятилетия», добавил Горбач.
Но он сказал, что водородный прорыв будет зависеть от двух основных факторов: открытия заправочных станций и «наличия зеленой энергии по конкурентоспособной цене».
Согласно действующим правилам Европейского Союза, производители грузовиков должны сократить выбросы новых грузовиков на 30 процентов к 2030 году по сравнению с уровнями 2019 года.
Однако ранее в этом году Европейская комиссия заявила, что ожидает более жестких сокращений на 45 процентов к 2030 году и на 90 процентов к 2040 году.
Помимо давления со стороны регулирующих органов, производители грузовых автомобилей сталкиваются с растущей международной конкуренцией, поскольку борьба за поставку грузовиков с нулевым уровнем выбросов обостряется.
Согласно недавнему исследованию, проведенному по заказу группы «Транспорт и окружающая среда» (T&E), европейские производители грузовиков «могут потерять 11 процентов рынка ЕС в пользу международных конкурентов в области электромобилей к 2035 году», если они не станут более экологичными, с такими компаниями, как Tesla и Китай. BYD наступает им на пятки.
Американская компания Nikola, клиент Bosch, уже начала массовое производство своего тяжелого грузовика с водородным двигателем в Соединенных Штатах, получая выгоду от климатических субсидий в соответствии с Законом президента Джо Байдена о сокращении инфляции.
В августе Nikola сообщила о 202 заказах от 18 клиентов.
Чтобы разделить затраты на внедрение водородного топлива, Daimler Truck заключила партнерские отношения с другими производителями грузовиков и энергетическими компаниями, такими как Shell, Total и BP, для установки заправочных станций в Европе и США.
Снижение цен на дорогой водород станет ключом к успеху.
Райнер Мюллер-Финкельдей, руководитель отдела разработки продукции Mercedes-Benz Trucks, оценивает, что инфраструктура будет создана к 2030 году и что общая стоимость покупки и эксплуатации водородных грузовиков в конечном итоге будет «аналогична» дизельным грузовикам.
Но, по мнению группы кампании T&E, водородным грузовикам может потребоваться до 2040 года, чтобы достичь паритета затрат с дизельным топливом.
Согласно расчетам, к тому времени оба будут дороже электрогрузовиков с аккумуляторной батареей.
Теги: Mercedes, экология