Туристическая отрасль, и в частности индустрия делового туризма, давно находится на пороге глобальных изменений, и ситуация, вызванная COVID-19, показала, что многие игроки рынка не осознают необходимости ведения бизнеса по новым правилам. Как считают эксперты, в текущей ситуации стоит посмотреть на проблему шире и найти новые способы удовлетворения потребностей целевой аудитории, чтобы достойно выйти из кризиса.
Так, Александр Чулок, к. э. н., директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, призвал обратить внимание на то, что туристическая отрасль и до событий этого года находилась на пороге глобальных изменений.
«Сейчас все говорят о том, что границы перекрыли, потоки встали, все боятся путешествовать. Кто бы спорил. Но это своего рода обсуждение, как поступить с парусами и мачтой корабля, который плывет на айсберг, а сам айсберг-то никто и не видит. Потому что и до текущих событий (кто-то их называет «джокерами», событиями с малой вероятностью, но масштабными эффектами) туристическая отрасль находилась под действием очень сильных глобальных трендов, которые должны были, и еще приведут, к ее масштабной трансформации и которые были недооценены многими российскими игроками», — отметил Александр.
В числе таких трендов он назвал технологии виртуальной и дополненной реальности, которые ранее рассматривались «по касательной, но сейчас все увидели их масштабный эффект», а также экономику впечатлений, шеринг-экономику, мобильность и открытость новым ощущениям молодого поколения потребителей. По мнению Александра, в текущей ситуации игрокам туротрасли важно понять, какие потребности целевой аудитории они удовлетворяют, почему являются конкурентными на рынке, как их знания и каналы связи помогут создать новый продукт.
«Для многих открылись окна возможностей, но этого пока не осознают ни сами компании туристической отрасли, ни организации, которые предоставляют соответствующие услуги. Да, инструменты удовлетворения потребностей изменились, но сами потребности у людей остались – это потребности в коммуникации, передвижении, новых знаниях, ярких эмоциях и т. д. Кто как не туристические компании, которые знают персональные предпочтения своих клиентов, могут предложить новый продукт здесь и сейчас? Поэтому бизнесу важно понять, как эти потребности удовлетворить, совместив знания и данные – большие данные (накопленные или заново приобретенные) – и современные технологии цифрового столетия», — заключил Александр.
В свою очередь, председатель Российской ассоциации бизнес-туризма и CEO Zelenski Group of Company Вадим Зеленский считает, что отрасль делового туризма вернется к прежним объемам не раньше начала 2021 года. По его мнению, это связано, в частности, с тем, что «вирусофобия, которую мы сейчас наблюдаем, надолго отобьет у людей привычку и готовность к путешествиям, потому что на подсознательном уровне это будет связано с риском».
«Это все сходно с условиями мировой войны, но только когда все «воюют» против всех. И совершенно ясно, что вся экономика мира становится сейчас в очень жесткий стоп, который отразится и на индустрии бизнес-тревел. Да, необходимость путешествовать по работе никуда не денется, но вполне возможно, что первые три-четыре месяца после снятия ограничений на перемещения компании будут соотносить потребности с возможностями и рисками», — отметил Вадим.
Однако эксперт уверен, что условия карантина, необходимость работать удаленно и проводить совещания по цифровым каналам связи дадут толчок развитию онлайн-технологий. «Способы коммуникации онлайн, несомненно, изменят наш подход к работе и к жизни вообще и в ближайшем будущем войдут в привычку», — пояснил он.
Со своей стороны, директор по развитию компании-разработчика Corteos Роман Блинов, считает, что будущее делового туризма не только за цифровыми технологиями, но и за концепцией разделения затрат на них. По его мнению, именно шеринг-экономика, среди прочего, позволит достойно выйти из кризиса.
«Совместное распределенное владение системой управления деловыми поездками – это кратчайший путь к созданию по-настоящему устойчивой и работоспособной экосистемы, где каждый ее участник имеет доступ ко всем ценностям и артефактам, но при этом несет несопоставимо меньшие расходы на содержание такого решения. Это не только меньшая стоимость владения, но и надежность и устойчивость перед глобальными угрозами, так как система, в бесперебойном функционировании которой заинтересован весь рынок, с большей вероятностью сможет сопротивляться внешним угрозам», — пояснил Роман.
Он призвал всех владельцев бизнеса и топ-менеджмент переоценить подход к стратегии и тактике ведения дел и, объединившись, создать совместные эффективные методы противодействия глобальным угрозам, с которыми туристическая отрасль еще не раз может столкнуться в будущем.
Теги: Интернет, коронавирус, Новости Hi-Tech